РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов







ПР 50.1.023-2001 Правила разработки федеральных норм по стандартизации.

ПР 50.1.023-2001

ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

 

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

 

Зарегистрировано в
Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 августа 2001 г.
Регистрационный № 2846

 

Утверждено
Постановлением
Госстандарта России
от 4 июля 2001 г.
№ 258-ст

 

ПР 50.1.023-2001

ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Дата введения 2002-01-01

I Общие положения

1 Настоящие правила разработки федеральных норм по стандартизации (далее - правила) разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5154-1 "О стандартизации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 25, ст. 917, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.95 № 211-ФЗ, Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 4).

2 Правила определяют порядок разработки, принятия, регистрации в Госстандарте России и опубликования федеральных норм по стандартизации Госстандарта России (далее - ФНС).

3 ФНС относятся к нормативным документам по стандартизации и соответствуют используемому в международной практике понятию регламента.

4 ФНС содержат требования, обязательные для исполнения, и могут приниматься в виде норм, правил и иных видов документов, установленных Госстандартом России.

5 Требования ФНС обязательны для исполнения на территории Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

6 Проекты ФНС разрабатывают уполномоченные Госстандартом России технические комитеты по стандартизации (ТК), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.

7 Госстандарт России организует и координирует разработку ФНС в порядке, установленном настоящими правилами, принимает и вводит в действие ФНС, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации.

8 ФНС государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации не подлежат, если они не содержат правовых норм.

9 Наряду с обязательными требованиями ФНС могут содержать справочную информацию, выделенную в тексте курсивом.

10 Вновь принятые ФНС не имеют обратной силы в отношении продукции, работ и услуг, реализованных до вступления их в силу.

При изменении функционального назначения, капитальном ремонте, реконструкции, расширении и техническом перевооружении зданий или отдельных помещений, сооружений, иных объектов должны соблюдаться требования действующих ФНС.

11 ФНС, принятые с нарушением требований настоящих Правил, могут быть приостановлены, отменены полностью или частично Госстандартом России, если иное не установлено действующим законодательством Российской Федерации.

12 При переиздании (новом издании) ФНС внесение изменений в текст документа, в том числе путем изъятия его отдельных частей (фрагментов) и иных особенностей, не допускается.

13 Принятые ФНС подлежат обязательной рассылке, если это установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации.

14 Разъяснения по применению отдельных требований ФНС дает Госстандарт России.

15 Разработка и введение в действие ФНС включает в себя следующие этапы:

1) принятие решения о разработке ФНС и организация их разработки;

2) разработка первой редакции проекта ФНС;

рассмотрение первой редакции проекта ФНС заинтересованными организациями;

4) разработка окончательной редакции проекта ФНС и его согласование;

5) принятие и регистрация ФНС в Госстандарте России;

6) опубликование ФНС.

16. Споры по применению действующих ФНС разрешаются в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.

II Принятие решения о разработке ФНС и организация из разработки

17 Решение о разработке ФНС принимает Госстандарт России. На этом этапе утверждается план работы и (или) издается распорядительный документ (приказ, распоряжение, постановление) Госстандарта России. Госстандарт определяет сроки разработки и введения в действие, ответственного исполнителя по разработке ФНС (далее - ответственного исполнителя), соисполнителей работ.

По решению Госстандарта России (письменному поручению) ФНС могут разрабатывать субъекты, перечисленные в пункте 6 настоящих правил.

18 Основаниями для разработки ФНС могут быть:

- федеральные законы и иные нормативные правовые акты;

- решения (поручения) органов государственной власти, принятые в соответствии с их компетенцией;

- предложения иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, ТК, юридических и физических лиц;

- инициативные решения Госстандарта России.

19 Все организации, с которыми должен быть согласован проект ФНС, в обязательном порядке письмом ответственного исполнителя уведомляются о разработке указанного проекта в месячный срок со дня принятия решения о разработке ФНС или утверждения Госстандартом России соответствующего технического задания.

20 Уведомление должно содержать информацию о наименовании документа, целях, необходимости разработки и области нормативного регулирования документа, сроках его разработки и введения в действие.

III Разработка первой редакции проекта ФНС

21 На этапе разработки первой редакции проекта ФНС проводится научно-техническая работа над проектом ФНС.

Проект ФНС должен соответствовать требованиям международных договоров, заключенных Российской Федерацией, нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В проекте ФНС должны быть учтены требования действующих нормативных документов по стандартизации, в том числе международных, практика их применения, а также результаты соответствующих научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.

22 К проекту ФНС готовится пояснительная записка. В пояснительной записке обосновывается необходимость разработки документа, раскрываются цели и задачи, на достижение которых направлен документ, приводится анализ недостатков существующих документов и предлагаемые решения по их устранению, обосновываются принимаемые решения по документу и его взаимосвязи с другими нормативными документами, приводится информация о необходимости разработки и отмены других документов по регулируемому вопросу.

Пояснительная записка должна содержать изложение основных требований и оценку их соответствия современному научно-техническому уровню, а также информацию об ответственном исполнителе и соисполнителях работы, о сроках его разработки, другую необходимую информацию.

23 Проект ФНС перед рассылкой на рассмотрение в заинтересованные организации подлежит обязательному кодированию (индексации) в порядке, установленном Госстандартом России.

24 Первая редакция проекта ФНС и пояснительная записка к нему направляется на рассмотрение заинтересованным организациям, а также, в обязательном порядке, - в соответствующий ТК.

Перечень заинтересованных организаций определяется ответственным исполнителем проекта ФНС и согласовывается с Госстандартом России.

В сопроводительном письме при направлении проекта документа на рассмотрение и (или) при опубликовании проекта ФНС указывается срок, после которого завершается прием замечаний по проекту ФНС.

IV Рассмотрение первой редакции проекта ФНС заинтересованными организациями

25 На этапе рассмотрения первой редакции проекта ФНС заинтересованными организациями, когда закончилась рассылка проекта ФНС, но не наступил срок, отведенный для представления замечаний и предложений по нему, осуществляется рассмотрение проекта ФНС. Проект ФНС рассматривается в течение 30 дней со дня его поступления, если не установлен иной срок завершения представления замечаний и предложений по проекту ФНС.

26 Поступившие после указанного в сопроводительном письме срока замечания и предложения на проект ФНС рассматриваются и учитываются ответственным исполнителем по его усмотрению.

27 Проект ФНС должен быть направлен ответственным исполнителем на рассмотрение во Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству Госстандарта России (далее - ВНИИКИ), если он не участвовал в его разработке.

V Разработка окончательной редакции проекта ФНС и его согласование

28 На этапе разработки окончательной редакции проекта ФНС и его согласования с заинтересованными организациями, когда истек срок, отведенный для представления замечаний и предложений, но документ еще не принят, ответственным исполнителем (если иное не предусмотрено техническим заданием) в установленные сроки подготавливается окончательная редакция проекта ФНС с учетом результатов его рассмотрения заинтересованными организациями.

29 По истечении установленного для представления замечаний и предложений срока ответственным исполнителем составляется сводка отзывов на проект ФНС. В сводке отзывов отражаются все замечания и предложения, а также приводится информация об учете или причинах отклонения замечаний и предложений, поступивших от заинтересованных организаций.

Госстандарт России вправе, при необходимости, пересматривать решение ответственного исполнителя по принятию (отклонению) замечаний и предложений заинтересованных организаций по проекту ФНС, при этом учитывается мнение профильного ТК, если таковое оформлено соответствующим его решением.

30 Окончательная редакция проекта ФНС перед направлением его на согласование рассматривается заказчиком разработки ФНС. Результаты рассмотрения проекта ФНС оформляются протоколом.

31 Согласование окончательной редакции проекта ФНС с заинтересованными организациями осуществляет, как правило, ответственный исполнитель до представления документа для принятия, если иное не предусмотрено техническим заданием.

32 Согласование ФНС с заинтересованными организациями оформляется подписями или письмами, при этом формулировки “согласовано с замечаниями” и “согласовано при условии” в тексте письма и при подписании проекта ФНС не допускаются.

33 Согласование или мотивированный отказ от согласования окончательной редакции проекта ФНС должны быть осуществлены в срок до 30 дней со дня направления проекта ФНС на согласование заинтересованной организации.

При непредставлении в установленный срок ответов от организаций, на согласование которым направлялся проект ФНС, повторного направления указанного документа на согласование не требуется.

34 Согласованный с заинтересованными организациями и переработанный в ходе согласования проект ФНС визируют руководитель организации - ответственного исполнителя и его непосредственные разработчики.

Визы включают в себя наименование должности, личную подпись, расшифровку подписи и дату.

Визы проставляются на оборотной стороне последнего листа подлинника ФНС.

35 Решение о необходимости доработки окончательной редакции проекта ФНС в случае мотивированного отказа от его согласования организациями, согласование с которыми обязательно, принимает руководитель организации - ответственного исполнителя.

36 Окончательная редакция проекта ФНС в трех экземплярах с сопроводительным письмом и документами, указанными в Перечне документов, прилагаемых к проекту ФНС (см. приложение 1), ответственным исполнителем направляется на рассмотрение в Госстандарт России, соответствующий ТК и заказчику ФНС.

Одновременно с текстом представляется электронная версия проекта ФНС на магнитном носителе.

VI Принятие и регистрация ФНС в Госстандарте России

37 На этапе принятия ФНС данный документ рассматривается и принимается Госстандартом России.

ФНС принимаются Постановлением Госстандарта России, при этом учитывается заключение профильного ТК по проекту ФНС, подписанное его председателем и ответственным секретарем. В заключении должны быть указаны результаты голосования ТК по проекту ФНС.

Решение по результатам рассмотрения проекта ФНС принимается на заседании ТК в установленный им срок, если Госстандартом Росси не установлен иной срок. Решение ТК о представлении проекта ФНС в Госстандарт России считается принятым, если за это проголосовало 2/3 или более членов ТК, присутствующих на заседании.

В случае непредставления заключения профильного ТК по проекту ФНС в установленный срок, решение по проекту ФНС принимает Госстандарт России без учета заключения ТК.

В случае представления профильным ТК отрицательного заключения на проект ФНС, указанные ФНС могут быть приняты Госстандартом России на основании положительных письменных заключений заказчика и (или) заинтересованных органов исполнительной власти.

38 Первый экземпляр ФНС подлежит хранению в Госстандарте России. Второй экземпляр ФНС вместе с его электронной версией храниться во ВНИИКИ Госстандарта России.

39 Решение об отмене ФНС принимается Госстандартом России в виде постановления или приказа. Данное решение подлежит обязательному опубликованию. Уведомление об этом решении в 10-дневный срок направляется во ВНИИКИ Госстандартом России.

40 Изменения и дополнения к ФНС разрабатываются и вводятся в действие в порядке, установленном для разработки и введения в действие ФНС.

41 ФНС подлежат обязательной регистрации в Госстандарте России в Реестре ФНС (приложение 2) в порядке, установленном для регистрации государственных стандартов. Реестр ФНС ведет ВНИИКИ Госстандарта России.

42 При регистрации ФНС им присваивается идентификационный код. После регистрации ФНС заносятся в информационную базу в порядке, установленном Госстандартом России.

43 Госстандарт России вправе на любом этапе разработки проекта ФНС принять решение о его возвращении на доработку или о прекращении работы над проектом ФНС с обязательным уведомлением об этом профильного ТК.

В этом случае ТК может принять решение о продолжении работы над проектом нормативного документа по стандартизации в форме проекта государственного стандарта.

VII Опубликование ФНС

44 ФНС подлежат обязательному опубликованию и вступают в силу по истечении 10 дней после дня их опубликования, если более длительный срок вступления в силу не установлен этими ФНС.

45 Опубликование ФНС осуществляется в порядке, установленном Госстандартом России для опубликования государственных стандартов.

ФНС по решению Госстандарта России могут быть опубликованы в ином порядке в средствах массовой информации.

46 Издание ФНС осуществляется в порядке, установленном Госстандартом России.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(обязательное)

Перечень документов, прилагаемых к проекту ФНС

Наименование документа

Количество экземпляров

1 Копия технического задания*

1

2 Проект ФНС (первая редакция)

1

3 Перечень организаций, которым проект ФНС направляется на отзыв*

1

4 Отзывы, полученные по проекту ФНС*

1

5 Сводка отзывов*

1

6 Проект ФНС (окончательная редакция), согласованный с заинтересованными организациями

3

7 Перечень отчетов о научно-исследовательских работах, использованных для обоснования требований ФНС*

1

8 Протоколы совещаний профильного ТК ответственного исполнителя по рассмотрению проекта ФНС*

1

9 Перечень организаций, которым направлялась окончательная редакция проекта ФНС на согласование*

1

10 Подлинные документы, подтверждающие согласование ФНС*

 

11 Протоколы (сводки) разногласий

1

12 Решение профильного ТК по проекту ФНС

1

13 Пояснительная записка к проекту ФНС

2

14 Предложения об отмене действующих нормативных документов по стандартизации в связи с принятием ФНС или проекты изменений к ним*

1

* Прилагаются по усмотрению организации - ответственного исполнителя, если иное не установлено в техническом задании на разработку ФНС

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(обязательное)

Форма реестра ФНС

РЕЕСТР ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

№№ п/п

Наименование ФНС

Дата регистрации

Дата принятия ФНС и номер постановления Госстандарта России. Дата опубликования ФНС. Дата введения ФНС в действие

Регистрационный номер и обозначение ФНС

Наименование и адрес разработчика

Дата отмены документа

1

2

3

4

5

6

7

 

 

Ключевые слова: федеральные нормы по стандартизации, правила по стандартизации, правила разработки, принятие, регистрация, применение, издание

 

 

Расположен в:

Вернуться в "Каталог СНиП"