РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Категорирование по взрывопожарной опасности и классификация взрывоопасных зон объектов автозаправочных станций (АЗС) и топливозаправочных пунктов (ТЗП).КАТЕГОРИРОВАНИЕ
ПО ВЗРЫВОПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ В нормативных документах, касающихся установок топливозаправки (бензин, дизельное топливо) автомобильного транспорта, приводятся изложенные ниже данные по категорированию объектов по взрывопожарной опасности и классификации взрывоопасных зон. 1. "Правила технической документации стационарных и передвижных автозаправочных станций", утверждены председателем Госкомнефтепродукта РСФСР 15 апреля 1981 г. Взрывоопасные установки АЗС представлены в таблице.
Обращает на себя внимание неправомерность категорирования наружных взрывоопасных установок и несоответствие указанных размеров взрывоопасных зон требованиям главы 7.3 ПУЭ. 2. СНиП II-93-74 "Предприятия по обслуживанию автомобилей. Нормы проектирования". Категорирование установок в нормах отсутствует, но приведены следующие расстояния от раздаточных колонок нефтепродуктов: до зданий АЗС II степени огнестойкости - 4 м; до зданий АЗС III степени огнестойкости - 7 м; до подземных резервуаров нефтепродуктов - 4 м; до раздаточных колонок нефтепродуктов - не нормируется; до проездов или площадок автомобилей (край заправочного островка) - 0,8 м. Расстояние между заправочными островками должно приниматься: при расположении заправляемых автомобилей в один ряд равным ширине автомобиля плюс 1 м, но не менее 3 м; при расположении автомобилей в два ряда - равным удвоенной ширине автомобиля плюс 1,5 м, но не менее 7 м. Указанные расстояния между заправочными островками должны увеличиваться на 4 м, если между ними предусматривается также транзитный проезд автомобилей к другим заправочным колонкам станции. Классы взрывоопасных зон согласно указанию СНиП 11-93-74 должны определяться по требованиям главы 7.3 ПУЭ. 3. ВСН 01-89 "Предприятия по обслуживанию автомобилей", Минавтотранс РСФСР. В составе ТЗП для бензина и дизельного топлива, размещаемого на территории автотранспортных предприятий, предусматриваются следующие сооружения: подземные резервуары для хранения топлива; островки для размещения раздаточных колонок; павильон для установки пультов управления (может не сооружаться). Расстояния от раздаточной колонки до других сооружений ТЗП следует принимать не менее: до павильона ТЗП - 4 м; до проезда, до края островка для раздаточной колонки - 0,8 м; до подземного резервуара - 4 м; до раздаточной колонки - не нормируется. Расстояние между островками для раздаточных колонок можно принимать согласно п. 2 настоящего документа. В ВСН 01-89 имеется указание, что при проектировании должны выдерживаться требования ПУЭ. Это означает, что классификация взрывоопасных зон установок ТЗП должна выполняться согласно главе 7.3 ПУЭ. 4. Перечень категорий помещений и сооружений автотранспортных и авторемонтных предприятий по взрывопожарной опасности Минавтотранса РСФСР (1989 г.). Выписка из перечня
Примечание. СНГ - сжиженный нефтяной газ; СПГ - сжатый природный газ. Приведенная выше информация по АЗС, ТЗП свидетельствует о ее противоречивости, особенно в части категорирования и классификации пространства у топливозаправочных колонок. Согласно приведенным документам транспортное средство при заправке, как правило, располагается непосредственно во взрывоопасной зоне класса В-1г, что является недопустимым. В рассмотренных выше документах СНиП II-93-74 и ВСН 01-89 в части классификации взрывоопасных зон сделаны ссылки на главу 7.3 ПУЭ "Электроустановки во взрывоопасных зонах". Следует иметь в виду, что требования ПУЭ определяют общие принципы классификации взрывоопасных зон и специфика АЗС, ТЗП, естественно, в главе 7.3 не отражена. Как разработчик главы 7.3 институт Тяжпромэлектропроект рекомендует для объектов АЗС, ТЗП принимать следующие решения: у наружной топливозаправочной колонки имеет место взрывоопасная зона класса В-1г (зона 2 согласно публикации 79-10 МЭК и проекта главы 7.3 ПУЭ 7-го издания) на расстоянии 0,5 м от корпуса колонки. Это решение соответствует требованиям раздела 514 национального электротехнического кода США для разливочных автоматов заправки автотранспорта. В рекомендациях МЭК не содержится конкретных указаний по топливозаправочным колонкам, но анализ документа 31J секр. 10 от мая 1987 г., подготовленного ТК 31 МЭК, позволяет принять для данной конструкции зону класса 2 радиусом 1 м от возможного источника выделения, что примерно соответствует протяженности зоны 0,5 м от корпуса колонки; при непринятии мер по удалению пролившегося топлива пространство у земли вокруг топливозаправочной колонки высотой 0,5 м и радиусом 3 м от оси колонки следует также относить к взрывоопасной зоне класса В-1г; пространство внутри кожуха топливораздаточной колонки классифицируется согласно главе 7.3 ПУЭ только в том случае, если это оговорено техническими условиями или стандартами на изготовление топливораздаточной колонки; классификацию помещений с установками заправки автомобилей рекомендуется производить согласно пп. 3.1.1, 3.1.2 ВНТП 10-90 "Определение категорий помещений и зданий заводов Минавтосельхозмаша по взрывопожарной и пожарной опасности", Минавтосельхозмаш СССР, 1990 г.; размеры взрывоопасных зон остальных наружных взрывоопасных установок АЗС, ТЗП должны приниматься в соответствии с отраслевыми нормами технологического проектирования, при разработке которых следует учитывать рекомендации ТК 31 МЭК. Часть из них содержится в работе Тяжпромэлектропроекта "Классификация взрывоопасных зон в национальных и международных стандартах, правилах" (шифр М788-1082, 1992 г.). При отсутствии отраслевых норм технологического проектирования должны быть учтены требования п. 7.3.44 главы 7.3 ПУЭ 6-го издания. |